Оплатить по QR за проезд в ближайшее время можно будет и в общественном транспорте Гродно

Система ОПЛАТИ от IТ-компании LWO-резидента ПВТ и Белинвестбанка уже успешно работает в регионах. Чтобы купить билет, нужно скачать приложение ОПЛАТИ,  открыть в нем сканер, навести на QR-код, размещенный в салоне автобуса. Билет в электронном виде мгновенно отобразится в смартфоне, одно нажатие – и оплата прошла. Проверить наличие билета также легко.  Пассажир через приложение сканирует QR-код контролера, и на его смартфоне появится купленный билет со статусом «Оплачен». Деньги без посредников мгновенно попадают от пассажира на счет автопарка. Для этого не нужны никакие специальные дорогостоящие приспособления, валидаторов. Достаточно только наклейки с QR-кодом в автобусе и смартфона пассажира.  Кому это выгодно и насколько защищены деньги на электронном кошельке пассажира NewGrodno.by спросил у разработчика программы ОПЛАТИ. Директор LWO Олег Кондратенко рассказал подробности.

— Проект “Оплати” был анонсирован полгода назад. Что сегодня представляет эта система?

— В сентябре мы лишь анонсировали приложение — первую ступень запуска делали P2P-переводы, оплату по ЕРИП, чат. Это был наш базовый уровень. А в январе стали видны результаты нескольких месяцев работы: появилась оплата транспорта в регионах.

Если брать процентный рост, то все правильно – идёт экспоненциальный рост, а если смотреть на абсолютные цифры, то у нас пока только десятки тысяч скачиваний и существенно меньше первой цели — уровня в 100 тыс. пользователей. Рост достаточный для первых месяцев, но планы развития — на порядок выше. Пластиковые карточки в нашей стране прошли свой путь за 20 лет. Сейчас в Беларуси около 15 млн карт. Учитывая что у некоторых людей их по две-три минимум, а у некоторых более десятка. У «Оплати» такого количества пользователей быть не может, ведь даже при наличии нескольких телефонов как средства платежа, каждый из нас в нашей системе в единственном числе.

— “Оплати. Транспорт” это не отдельное приложение, а часть экосистемы уровня всей нашей страны. И весьма успешная часть. Уже в работает в Борисове и Гомеле, Витебске и Могилёве. Какие отзывы?

— В 90% хорошие, очень хорошие, конструктивные. Мы получаем живой отклик – люди активно предлагают свои идеи, высказывают разные мнения – идёт реальное изменение планов развития системы даже в ближайшее время. Но уже и сейчас ни одна система в стране не позволит вам купить электронный билет, оплатить товар в магазине, выбрать в меню кафешки и оплатить обед с друзьями (да при этом ещё с минимальным отвлечением официантов, а то и вовсе без них для оформления заказа и оплаты)… да при этом ещё и на расстоянии между кассиром и покупателем даже более1,5-2м. Что сейчас весьма актуально.

— Систему оплаты проезда по QR вот-вот внедрят и на общественном транспорте в Гродно, что изменится для наших пассажиров?

— Прежде всего с приложением станет более удобно оплачивать проезд – ведь нет нужды искать ни кондуктора, ни мелочь на покупку, ни компостер – нашёл глазами QR – хоть с метра, хоть с двух отсканировал, в одно касание оплатил себе билет и при этом всём даже в двигающемся автобусе потратил лишь секунду иль несколько.

— Маловероятно, но есть опасение, что будут очереди в автобусе у наклеек с QR?

— Буду рад, если таковое кто-то попробует сделать! Это будет означать реальную экспоненту роста числа наших пользователей. В автобусе или троллейбусе достаточно наклеек с кодом – хоть на окнах, хоть на потолке – qr читается практически мгновенно и с очень широким углом сканирования, а ведь даже сама структура кода ещё и дополнительно оптимизирована для ускорения достижения результата – приобретения билета.

— Насколько защищена система и готова к уловкам “зайцев”. К, примеру, отправить фото талончика по вайберу или передать мобильник, чтобы несколько человек показали купленный талончик контролеру? Как вообще будут контролировать?

— Отправить фото по вайберу, это как предъявить на кассе к оплате фотографию банкноты. Придётся шутнику раскошелиться. Те, кто считает кондукторов или разработчиков решения детьми, передумают после первой же попытки обмануть – стоит им помнить, что честным быть лучше, чем жадным. Можно попытаться предъявить один талончик за несколько пассажиров, но только контролёр, как и должно — первому скажет спасибо, а остальным предъявит счёт к оплате—. Ведь были когда-то и умельцы, печатающие деньги на принтерах… только участь их была… непривлекательной.

— Эта система оплаты в транспорте Гродно, наверняка, как и в других городах, появится только на нескольких маршрутах. Почему сразу не внедрить везде, ведь все просто —  наклейки наклеил и в рейс?

— Вы правы – наклейки распечатал, наклеил – и в рейс. Надеюсь, за несколько недель в Гродно каждая единица транспорта будет работать по безналичному каналу оплаты. Здесь важно не только намерение руководителей автопарка, но и их спокойствие – ведь для многих из нас – это новая технология. Уверен — наша белорусская «памяркоунасць» суперхороша, чтобы не нарубить дров… но иногда привносит временные задержки на некоторых шагах. Новейшие технологии привносят не только удобства, но также, бывает, вызывают неожиданно сильные изменения в сознании людей. А сейчас созданные сервисы подобны переходу от стационарных телефонов 80х к сотовым аппаратам 21 века.

— Какие планы по внедрению “Оплати” в транспорте других городов Гродненской области?

— Самые серьёзные – плановый перечень автопарков к началу работ пополнен и пополняется новыми организациями – мы стремимся максимально быстро выполнить все заявки наших потенциальных партнёров – в ряде городов даже в тесте продажа билетов близится к 1000 в день.

— Автопарки сами проявляют интерес или это происходит директивно? А их в чем выгода? Есть ли какие комиссии при оплате проезда, не удорожит ли проезд использование ОПЛАТИ?

— Мы начали и работаем только с желающими.  Ведь для автопарка явный плюс – нет никакой оплаты ни за эквайринг, ни за наш сервис – кроме реально 1 рубля за постоянную лицензию на каждый автопарк. А оплата банку – 20-61 рублей (зависит от тарифного плана) в месяц за все-все-все сервисы. Ну а если автопарк в 250 машин заплатит даже 61 рубль, то это составит целых 25 копеек с автобуса и ни одной, даже доли копеечки сверху. Мы продвигаем проект “Оплати.Транспорт” как часть нашей стратегии – просто видения нашей картины будущего, в котором каждый бизнес сам выбирает пути развития и принимает на себя всю полноту ответственности – как коммерческую, так и социальную её части. При этом “Оплати.Транспорт” как сервис задуман с почти нулевой стоимости владения для парков и нулевой для пассажиров. Наша монетизация в другом – мы по мере возможности заменяем американские платёжные системы на наши, а сэкономленные деньги направляем на развитие и рост сервиса.

— В некоторых городах ОПЛАТИ можно использовать не только для покупки билетов в транспорте, но и для оплаты и товаров в магазинах и услуг в тех же салонах красоты или парикмахерских. В Гродно будет развиваться этот сервис за пределами автобусов?

— Обязательно – иначе мы не смогли бы за рубль поставлять лицензию на парк – ведь в жизни ничего не бывает бесплатно – за всё нужно платить. В процессе строительства этой части экосистемы мы намерены снизить выплаты иностранным платёжным сервисам и получить часть от этой сэкономленной суммы. Здесь всё зависит от доли платёжных транзакций, которые наши граждане будут делать через наш сервис – и тогда по копейкам, по долям копеек будем собирать те ресурсы, которые нужны для того, чтобы что-то могло стать бесплатным у нас внутри страны. Да и удобство и безопасность на более высоком уровне. Наша лаборатория и продукты по информационной безопасности одни из сильнейших в стране и ближнем зарубежье. Такой комплексности подхода сейчас нет ни у нас в стране, ни в ближнем зарубежье у наших союзников и партнёров. Перед нами стоят задачи не сиюминутной выгоды, а вопросы стратегически нужных в будущем возможностей и функционала.

— Насколько надежно защищены финансы, которые хранятся на электронном кошельке и почему Белинвестбанк ваш партнер в этом проекте? Расскажите механизм обращения средств в системе Оплати.

 Мы только оператор системы, а электронные деньги в системе эмитированы ОАО «Белинвестбанк». То есть когда вы с карты или со счёта любого банка переводите деньги себе на электронный кошелёк, банк зачисляет ваши деньги в соответствии с правилами Национального Банка нашей страны, а в автомате эмитировав электронные деньги одновременно помещает в ваш кошелёк и они в онлайн становятся доступны Вам как для оплаты любых товаров и услуг, так и для переводов друзьям или выполнения любых других намеченных Вами целей.  Партнёром же мы просто выбрали ОАО «Белинвестбанк», у которого сейчас самый высокий уровень развития информационной системы. Система этого банка — это не просто самая мощная по производительности централизованная трёхуровневая информационная система в стране- это ещё и экосистема с рядом уникальных возможностей, да к тому же одна из самых безопасных. И, конечно же у нас в стране — наш общий с Вами плюс – каждый наш рубль, каждая наша копеечка защищена законом.

https://newgrodno.by/society/oplatit-po-qr-za-proezd-v-blizhajshee-vremya-mozhno-budet-i-v-obshhestvennom-transporte-grodno/?utm_source=telegram.me&utm_medium=social&utm_campaign=oplatit-po-qr-za-proezd-v-blizhayshee-vre